Продуктовая корзина на яхту: Где купить? Что взять? Как хранить?

Собираясь впервые в путешествие на яхте возникает очень много вопросов. Один из самых популярных – про питание. Где купить продукты? Что купить? Как хранить?
Если вам всё таки удалось составить аппетитное меню весь период будущего морского путешествия, разложить его по пунктам и преобразовать свои гастрономические пожелания в конкретный список для закупок – это уже половина успеха!
После пробежки по супермаркетам, а также местным рынкам ваш шоппинг-лист наконец материализовался и теперь десяток пакетов с пластиковыми упаковками мешками, связками, сетками и ящиками напоминают сильно уменьшенную, но все же внушительную свалку.
Теперь все это предстоит правильно загрузить в весьма ограниченное свободное пространство яхты таким образом, чтобы:
- это не мешало бы жизни экипажа и его действиям по управлению лодкой;
- ничего не разбилось, не поломалось, не помялось и не испортилось;
- продукты, при необходимости, можно извлечь быстро и без особых усилий.
Для это используйте простые правила:
- всё лишнее оставляем на берегу (это касается упаковок, плотного пластика, бутылок, картонок, а также ящиков и прочей крупной магазинной тары, которая по своей форме и габаритам не вписываются в пространство лодки);
- также стоит осмотреть закупленные фрукты и овощи, отправив в мусорный контейнер те из них, свежесть которых внушает сомнения;
Как правило, погрузка запасов продовольствия выполняется силами всего экипажа. Однако просто необходимо, чтобы этими коллективными усилиями руководил только один человек, лучше всего — будущий кок. Именно он дает указания, что, куда и как укладывать, а заодно составляет перечень того, что и где лежит. Кстати, для создания этого крайне важного документа удобнее всего использовать схему лодки с одного из чек-листов приема, которые представители чартерной компании обычно выдают по числу членов команды. Помечаем прямо на ней места расположения продуктов и напитков, с указанием их количества.
После завершения погрузки полученную схему целесообразно закрепить на видном месте, где все с ней смогут ознакомиться — это облегчит ориентирование в мире запасов, когда нужно будет помочь коку в его нелегком труде.
Важно!
Даже в шторм ничего не должно падать на голову, разбиваться, разливаться, а значит для этого необходимо плотно загружать рундуки с локерами (закрывающихся шкафах), соблюдая элементарные требования: твёрдое и тяжёлое – вниз, лёгкое и хрупкое – наверх.
Продукты и напитки в стеклянной таре размещаем либо в специальных держателях, либо (если их нет или недостаточно) — в свободном пространстве под койками. Все чувствительное к ударам и сотрясению стараемся уложить в центральной части корпуса.
Для фиксирования и дополнительной страховки все стеклянные банки и бутылки целесообразно проложить мягкими материалами (например пачками салфеток или бумажных полотенец). Фрукты и нежные овощи необходимо развесить в сетках, выбрав для этого наименее удобные для команды уголки во внутренних помещениях. Это обеспечит им не только относительную безопасность, но и естественную вентиляцию, которая необходима для более длительного поддержания свежести. Твердые овощи (картошка и др.), а также консервные банки в смазке можно разместить под пайолами в салоне (съёмный деревянный настил) — это послужит дополнительным стимулом почаще проверять, не скопилась ли под ними вода. Овощи и фрукты обязательно сортируем по степени спелости и укладываем таким образом, чтобы наиболее зрелые были ближе. В плавании это позволит вам использовать природный витаминный набор по мере дозревания «урожая» и сократит ненужные потери. Не стоит забывать, что некоторые фрукты и овощи просто не переносят близкого соседства друг с другом.
Мелочи упрощают жизнь. Поэтому не стоит ими пренебрегать: вот краткий перечень простых, дешевых и при этом очень полезных вещей, которые помогут вам в нелегком деле хранения продуктов на лодке:
- пакеты для замораживания различных размеров;
- водостойкие маркеры для пометок на банках и упаковках;
- пластиковые корзины с вентиляционными отверстиями;
- пищевые пластиковые контейнеры с герметичными крышками;
- трубчатые сетки в рулонах/сетчатые мешки;
- нескользящая бумага для дна и полок рундуков;
- бумажные полотенца, салфетки, губки;
- средства от домашних насекомых /муравьев.
Что должно быть в кок-пите:
Практически все чартерные компании предоставляют вместе с яхтой стандартный набор кухонных принадлежностей и посуды. Их подробный перечень приводится в формуляре лодки, который передается при ее приемке. В большинстве случаев за повреждение/утерю любого предмета камбузного имущества взимается штраф, так что не поленитесь внимательно пересчитать все вилки, ложки, тарелки, стаканы, кастрюли, сковородки и проверить их состояние. В вашем распоряжении должен оказаться минимальный комплект до шести человек:
- 2 кастрюли — маленькая (до 3л) и большая (от 5л)
- 2 сковородки
- Сотейник
- Чайник
- Кофейник/турка
- Большая миска для салата
- 2–3 ножа кухонных
- 2–3 доски для разделки продуктов
- Консервный ключ
- Половник
- Терка
- Набор посуды (кружка, тарелка мелкая и глубокая, ложка, вилка, столовый нож) — по числу членов экипажа + 2 запасных комплекта.
Как показывает практика, это достаточно стандартный перечень, который может быть расширен на усмотрение чартерной компании, как по ассортименту, так и по количеству.
Важно!
Обратите внимание на то, чтобы вся посуда была из небьющегося и нескользящего пластика. Это позволит существенно снизить риски досадных травм и, к тому же, сэкономить деньги при сдаче лодки. Исключение могут составить лишь стаканы под сок и винные бокалы. Кстати, в последнем случае не забудьте про штопор, иначе извлекать пробки из бутылок вам придется увлекательным «инженерным» методом.
Идём дальше. В кок-пите газовая плита, которая оснащена кардановым подвесом (обязательно проверьте исправность фиксаторов для кастрюль и сковородок), а также духовым шкафом с решеткой-гриль и как минимум двумя противнями. Микроволновка очень желательна, но не обязательна, электрическая соковыжималка, кофе-машина и миксер — скорее роскошь, нежели необходимость. Холодильник с морозильной камерой (или с режимом глубокой заморозки) сегодня можно встретить практически на любой лодке, так что при рациональном расходовании запаса аккумуляторных батарей даже скоропортящимся продуктам гарантированы достаточно комфортные условия существования.
Но что делать, если на выбранной вами лодке не оказалось холодильной камеры или он вышел из строя/отключен ради экономии электроэнергии? Если вы осознанно решились выйти в плавание без этого незаменимого изобретения человечества, то сможете компенсировать его отсутствие соответствующими изменениями в своем меню. При этом основной запас источников белка — мяса, птицы, рыбы — придется захватить с собой в вакуумной упаковке (в т. ч. свежее), а также в виде пресервов (до 10–12 сут.) и консервов.
Готовьте просто и вкусно. При этом заранее составленное меню-раскладка должно стать не догмой, а скорее руководством к действию. Что бы ни стояло у вас в гастрономическом плане на очередной день, его всегда можно скорректировать в зависимости от пожеланий экипажа и капризов погоды.
Соблюдайте основные правила: готовьте без особых заморочек, избегая слишком сложных, а также специфических блюд. При этом сознательно избегайте кулинарных вариаций, результаты которых могли бы при качке на долгое время сделать лодку малопригодной для обитания разумных существ.
Для длительных переходов не забывать и сверять меню предстоящих дней с прогнозом погоды. Если надвигается шторм, целесообразно использовать последние часы относительно спокойного моря, чтобы приготовить что-нибудь вкусное на несколько предстоящих суток. Поверьте, на второй-третий день шторма даже заблаговременно приготовленный (и уже холодный) гуляш гораздо лучше, чем питание в сухомятку.
При этом не бойтесь экспериментировать и делать для себя все новые гастрономические открытия, ведь в том числе и ради них вы решились выйти в путешествие под парусом!