Пираты – миф или реальность?

Сомалийские пираты уже не так опасны, как раньше, но риск пиратства все же существует, причем не только вдоль побережья Сомали, но и в других, более популярных у яхтсменов регионах мира, например, в Юго-Восточной Азии, Южной Америки и на Карибах. Частная яхта в глазах пирата — легкая добыча. Как обезопасить себя от нападения и сохранить свое имущество и жизнь?

По сути, владелец яхты должен рассматривать открытое море как зону самостоятельной помощи и повышенной самозащиты. Это, в первую очередь, означает, что вам необходимо застраховать свою яхту на случай пиратства.

Морские охранные службы предупреждают: риск пиратства в прибрежных водах Сомали до конца не исчез. Военные предпочитают использовать по отношению к пиратству формулировку «подавлено», но не «искоренено».

Между тем, Индийский океан — далеко не единственная (и на сегодняшний момент не основная) зона риска.

Индийский океан сейчас можно считать одним из самых безопасных океанов благодаря присутствию военных и усиленным мерам безопасности, предпринимаемым владельцами яхт. А вот в Юго-Восточной Азии угроза пиратства только растет. Зафиксировано множество случаев вооруженного ограбления судов в Юго-Восточной Азии благодаря высокой плотности судоходства в этом регионе. Яхты — весьма привлекательная мишень для грабителей, а в Малаккском проливе они очень уязвимы для подготовленных пиратов, скрывающихся в прибрежных деревнях Малайзии и Индонезии».

Однако пиратство — бич не только Юго-Восточной Азии. Они орудуют и на Карибах, и в Южной Америке. Пиратство процветает в регионах, где богатство соседствует с крайней бедностью. Яхтсменам следует проанализировать, есть ли такие потенциально опасные зоны на маршруте их следования, и принять меры предосторожности.

По сравнению с коммерческими кораблями, у них небольшая высота надводного борт и высокая себестоимость. Суперяхты с огромными купальными платформами, разработанными для легкого доступа к воде для гостей хозяина, обеспечивают столь же легкий доступ на борт и гостям незваным.

Суперяхты разработаны как прогулочные суда, они не предполагают наличия вооруженной угрозы и становятся легкой добычей. Купальные платформы, много стекла, не обладающего такой характеристикой, как пуле непробиваемость, раздвижные стеклянные двери в мастер-каюте Суперяхты абсолютно ничем не защищены.

Немаловажно и то, с какой скоростью передвигается яхта. Максимальная скорость многих суперяхт ограничена 17-ю узлами, тогда как пиратские скифы могут развивать 35–40 узлов.

Защитить яхту можно, заказав внутренние чехлы на большие окна, или покрыв стекла специальной баллистической пленкой.

Чтобы снизить риск нападения, используется колючая проволока, стробоскопы и звуковая сигнализация.

Следует провести специальный тренинг для экипажа яхты относительно действий в случае захвата судна.

Так называемые манильские поправки к Кодексу по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПНДВ) обязывают экипаж пройти дополнительную сертификацию по безопасности. Сертификация включает в себя раздел с информацией о пиратстве, так что в скором времени можно надеяться на то, что экипажи будут более подготовлены к действиям в случае столкновения с пиратами.

Пираты ищут легкую добычу без признаков каких-либо дополнительных мер безопасности.

Один из способов держать их на расстоянии — иметь оружие на борту. Если ваш экипаж выходит на палубу с поднятыми над головами ружьями, для пиратов это четкий сигнал о том, что ваша яхта надежно защищена.

Пираты не хотят вступать в перестрелку с обученным персоналом.

Однако, присутствие оружия на борту может само по себе вызвать некоторые осложнения, если владельцы не подчиняются законам страны, заходя в порт. Например, не так давно, на Багамах гостей роскошной яхты арестовали, а оружие изъяли. Это сложный вопрос, и если вы планируете вооружиться, то лучше обратиться за консультацией к юристу.

Наконец, последнее и самое важное: перед тем, как планировать путешествие, внимательно оцените риски пиратства в предполагаемых местах стоянок. Консультацию по этим вопросам можно получить в частной охранной фирме и в полиции тех регионов, куда вы направляетесь. Если вы подумываете нанять сотрудников частной охранной организации на борт, то следует внимательно подойти к выбору конторы, в первую очередь, расспросив опытных яхтсменов.